?

Log in

prof_snape_ru

О Рикмане для наших

« previous entry | next entry »
Jan. 19th, 2016 | 12:53 pm
posted by: distan in prof_snape_ru



Смерть Алана Рикмана стала не только шоком и встряской, для многих из нас она стала внезапно новым началом -- как это и положено для понимания смерти в христианской парадигме. Признаюсь, что мне сложно сейчас найти и верный тон, и правильные слова, мне вообще сложно об этом писать, и я буквально заставляю себя это делать, потому что не записанное мясным топором, испаряется потом отовсюду.

Придумывая какие-то вещи для поста про Боуи и Рикмана, решила вдруг проверить английскую фразу и вбила в поисковик "There're no words" -- можно ли, мол, так сокращать. Первая же ссылка оказалась на Твиттер Ролинг (В частности, тут, т.к. в Твиттере недоступно): "There are no words to express how shocked and devastated I am to hear of Alan Rickman's death. He was a magnificent actor & a wonderful man. — J.K. Rowling (@jk_rowling) January 14, 2016".

Ну, если уж у самой Ролинг нет слов, то что говорить про меня. Но я все же скажу, как могу, в данном случае -- криво и косо, но постараюсь просто отобразить максимум всплывших мыслей.

Во-первых. За исключением первого дня, когда пришла новость, и я шла по московскому морозцу с неконтролируемо текущими по морде лица слезами (а я не плаксива), я уже не devastated и ни разу не раздавлена. Спасибо тем, кто подумал обо мне, узнав печальные известия, и даже выразил соболезнования -- я понимаю это душевное движение и благодарна за него, но и происшедшее, и реакция на него -- не про то.

Я не была влюблена в Алана Рикмана, не считала себя рикманьяком, не следила с придыханием за каждым его шагом, интервью, фотографией и упоминанием в прессе, -- вы понимаете, о чем я. Такой фэндом тоже есть, но лично я не имею к нему никакого отношения. То, что произошло, когда я увидела Рикмана в первом фильме (а я, увы, не выделяла его до поттерианы), заставило меня внедриться в неглубокий массив его актерских работ и фотоархив, но -- повторю -- дело после первого фильма о мальчике-волшебнике было не в Рикмане как таковом.

Поэтому, приходя в себя после новости о короткой борьбе и скорой смерти, сразу объясню: Рикман стал для меня (и некоторых нас) огромной человеческой потерей не потому, что кто-то из нас хотел иметь от него детей или почитал его как лучшего актера в мире или чего-то еще такого, или жил с ним, как с родным человеком, осознавая, где он находится в каждый отдельный день, что сейчас снимает, что пишет, что твиттнул и где пообедал, а потому что в определенный отрезок времени он -- естественно, не зная этого и просто делая свою работу так, как считал правильным, -- дал мне и некоторым другим людям крепкого пинка, отправившего их в другую жизнь, которая после этого изменилась и уже никогда не будет прежней.

Как это произошло процессуально, я подробно написала здесь в апреле 2002 года; этот текст был переведен на английский язык a7sharp9, каллиграфически переписан от руки sciuro и послан герою заметки по почте из города-героя Лондона в том же далеком году.

Во-вторых. Актерско-режиссерско-человеческий мир отреагировал на смерть Рикмана так, как никогда не реагировал на его жизнь. Это сейчас почему-то стало общим местом, что он великий актер и потрясающий человек, что он "супергерой и deadly effective" (1). Естественно, пока человек живет, здравствует, геройствует и совершает свои "смертельно эффективные" поступки -- будь то фильм о Версале или ролик о черепашке, никто не будет славить его и восхвалять, но надо отдать справедливость тем, кто тайно и явно любил Рикмана, -- их оказалось больше, чем ожидали наши, и мнение их о жизни и деятельности Рикера было выше, чем можно было ожидать в принципе. Стон встал по всей земле великой, и открыл лица тех, кого и нельзя было заподозрить в членстве в нашей секте. Но они были и есть. Жалко, что наши дороги не пересекались.

...Но у представителей прекрасного киноистеблишмента так и хочется спросить -- чего вы все ждали-то? Почему не было больше ролей, больше проектов, больше приложений для этого лица, пластики, голоса и "смертельной эффективности"?

В-третьих. Когда после смерти Рикмана многие прощались с профессором Снейпом, я даже не знала, как реагировать. Либо уж надо было прощаться, когда профессора Снейпа в книге/фильме укусила змея, либо прощаться с Рикманом. Да, это лукавство. Опять-таки я не относилась к тем великим людям, которые разглядели Снейпа до Рикмана, хотя сейчас стало общим местом и то, что он -- "вне сомнения" -- самый интересный герой септологии (ссылку потеряла, зато нашла вот эту, более раннюю, о том, что Снейп по результатам опроса вышел на первое место как любимый герой эпопеи, обойдя в неравной борьбе Гермиону Грейнджер, for God's sake).

Так вот, все и правда, и неправда. И Северус Снейп -- не Алан Рикман, и Алан Рикман -- не Северус Снейп, и Северус Снейп -- не вполне Северус Снейп. Да, только благодаря Алану Рикману появился тот Северус Снейп, который стал самым интересным героем эпопеи, благодаря Северусу Снейпу раскрылся тот Алан Рикман, которого оплакал весь имеющий киноглаза мир, благодаря Северусу Снейпу в мире что-то провернулось, щелкнуло и вошло в пазы так, как должно было. В моем мире -- точно, а уж потом Северус Снейп стал другим, и уже не Северусом Снейпом, и появились новые произведения, о которых сейчас не время и не место говорить.

В-четвертых. Это время -- время вспомнить истоки. Тринадцать-четырнадцать лет назад давший мне и всем нашим пинок Алан Рикман позволил многим людям найти друг друга и объединиться. Да, это похоже на Galaxy Quest и безумных фанатов, но в нашем случае получилось здорово: нас оказалось мало, Подземелья вмещали только тех, кто хотел в них находиться, и до сих пор продолжают делать именно это: вмещать своих. Так у меня появились друзья :). Спасибо, AR_SS. Спасибо, Данджониты.

В-пятых. Наконец-то посмотрела Truly, Madly, Deeply, которого избегала долгое время благодаря неудачному, на мой взгляд, образу героя Рикмана, использованному там. В самом начале нашего открытия тандема AR-SS был сделан кусок сайта, посвященный Рикману и его работам в кино и в театре (там не очень много наших личных рецензий, и все это слегка устарело, но вот, просто для примера -- на Love Actually). Так вот, на этом сайте не было даже странички с картинками из TMD -- ""Привидения" для взрослых", видимо, настолько мне не хотелось показывать такого Рикмана. Но -- зная сюжет -- я все-таки взяла себя в руки и пару дней назад отсмотрела. Как бы правильно именно сейчас было посмотреть именно этот фильм.

Мне многое не нравится в этой работе Энтони Мингеллы (режиссера "Английского пациента", в частности) -- в первую очередь, главная героиня, для которой он написал сценарий как showcase ее разнообразных талантов. Мне, как уже говорилось, не нравится Рикман с усами, запертый в дом с крысами и друзьями-мертвяками, трясущийся от холода и чихающий, хотя именно все это и сделано по сюжету для того, чтобы вышибить из героини остаточную любовь к нему. Но что внезапно сложилось с этим фильмом (в котором мне отчаянно не нравится и внезапно характерная для суровых поджатогубых англичан разлюли-малина в плане любви-любви-прелюбви) -- так это ужас. Ужас с крысами, которые боятся привидений, ужас с холодом и "мне холодно", ужас с совершенно прекрасным Рикманом, играющим на виолончели, -- да какой там психолог, прыгающий на одной ножке, -- куда ж ты от него денешься... Ужас -- это когда Рикман, всегда все-таки несколько отстраненный, сидит на полу и грустно говорит, "Я думаю, да".

Король ушел. Нового не будет.

Good Bye

Картинка (с) ccuc

https://www.facebook.com/groups/1728373490729733/ -- Наша группа в FB, добро пожаловать

_______________
(1) Ian McKellen on Alan Rickman: "Behind his starry insouciance and careless elegance, behind that mournful face, which was just as beautiful when wracked with mirth, there was a super-active spirit, questing and achieving, a superhero, unassuming but deadly effective." (Отсюда)

Линк | Сдать эссе | Share

Comments {1}

Elenka_ZP

Тема высказывания

from: elenka_zp
date: Jan. 20th, 2016 12:19 pm (UTC)
Линк

Тоже пыталась написать, как тяжело прощаться с любимым актёром, но не смогла найти слов, которыми можно выразить то ощущение потери и грусти, которое испытываю. Как и вы, я не была фанаткой Алана, он для меня был лбимым актёром, появление на экране которого ждёшь с нетерпением. А теперь такое ощущение, будто ушел близкий человек. И такое ощкщение не у меня одной.


Насчёт ролей: Алану предлагали множество ролей в кино, но он часто отказывался от них в пользу театра, ведь театр был его первой любовью. Так что актёра ценили и при жизни, а писать о нём стали, осознав потерю.

Ответить | Thread